Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

Актеры нижегородского ТЮЗа готовы к голодовке

Театральный десант из Екатеринбурга в Нижний заканчивается провалом

По сведениям «ФедералПресс», вечером 27 августа после внепланового спектакля «Бременские музыканты», который дается с целью собрать средства на участие во всероссийском фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге, актеры и сотрудники Нижегородского ТЮЗа намерены начать голодовку. В начале недели, когда в театр пришел «новый-старый» художественный руководитель Виктор Симакин, они направили губернатору Нижегородской области письмо просьбой снять Симакина. Теперь, возможно, подкрепят эту просьбу крайней мерой защиты своих интересов, к какой никто в Нижнем Новгороде не прибегал со времен ссылки Андрея Сахарова. Этот конфликт выходит далеко за рамки обычных, увы, внутритеатральных распрей.

По сведениям «ФедералПресс», вечером 27 августа после внепланового спектакля «Бременские музыканты», который дается с целью собрать средства на участие во всероссийском фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге, актеры и сотрудники Нижегородского ТЮЗа намерены начать голодовку. В начале недели, когда в театр пришел «новый-старый» художественный руководитель Виктор Симакин, они направили губернатору Нижегородской области письмо просьбой снять Симакина. Теперь, возможно, подкрепят эту просьбу крайней мерой защиты своих интересов, к какой никто в Нижнем Новгороде не прибегал со времен ссылки Андрея Сахарова. Этот конфликт выходит далеко за рамки обычных, увы, внутритеатральных распрей. По просьбе «ФедералПресс» ситуацию комментирует нижегородский театральный критик Елена Чернова:

«Дело в том, что два года назад министр культуры Нижегородской области, теперь уже бывший, пригласил энергичный екатеринбургский десант, призванный вдохнуть жизнь в театральный Нижний. Площадкой для обновления был выбран самый проблемный театр города – ТЮЗ. За два года новому художественному руководителю Вячеславу Кокорину удалось сделать полусонный театр культпоходов-обязаловок местом притяжения думающей молодежи и разновозрастной детворы. Благодаря участию ТЮЗа в престижных российских и международных фестивалях и резонансу вокруг нижегородских спектаклей Нижний Новгород начал свое возвращение на театральную карту России. В письме губернатору перечислено больше десятка таких фестивалей. Более того, город, в котором уже 19 лет не проводился ни один театральный фестиваль, принял у себя экспериментальную «Новую драму» и престижнейший «Реальный театр». Стала возрождаться традиция обсуждений спектаклей с молодыми зрителями, а международные творческие связи Кокорина привели в Нижний концептуальных драматургов из разных стран Европы и молодую режиссуру. Молодые зрители пишут на форумах слова благодарности за то, что театр решился поднимать волнующие их современные проблемы.

Но в письме губернатору не сказано, что с самого приезда в Нижний «десант» напоролся на такие мины и растяжки, что стало ясно: работать придется в условиях самых настоящих военных действий. Публичное поедание режиссеров-чужаков, эта распространенная черта театральной жизни, в Нижнем пустила глубокие корни. В войну включились добровольцы из числа местных драматургов и режиссеров не у дел. До неприличия был раздут сюжет про «голого мужика на сцене детского театра». Никто из обличителей не сделал даже попытки проанализировать прием, примененный режиссером Владимиром Золотарем. Зато зрители «Собачьего сердца» прочитали сцену с голым Шариковым на каталке сцену рождения человека и ничуть не оскорбились.

С возвращением в Москву прежнего министра культуры сплотившаяся вокруг Кокорина команда лишилась поддержки властей. Новый министр Михаил Грошев прекратил финансирование открытого на базе театра курса ГИТИС-РАТИ – проучившихся год студентов распустили по домам. А многие из них специально приехали к Кокорину из разных городов, в том числе из Екатеринбурга и Иркутска.

После закрытия курса разочарованный и уставший Кокорин ушел с поста худрука и вернулся домой в Екатеринбург. Театр он передал молодому коллеге-единомышленнику Владимиру Золотарю. И сегодня на месте боев снова полыхает. Обострение связано с назначением, при живом и не уволенном главном режиссере, нового художественного руководителя – Виктора Симакина, который уже дважды пытался возглавить этот театр и дважды был уволен. Искусственное разделение функций главрежа и худрука, о котором порой договариваются творчески близкие люди, работающие в одной команде, волею нижегородских чиновников превратилось в абсурд. Распространенное вчера официальное заявление Грошева о том, что режиссер Симакин «возвратит городу детский театр Островского, Горького, Чехова», а режиссеру Золотарю «место в творчестве театра, конечно, найдется», не выдерживает никакой критики. Даже далекие от театра люди понимают, что два «главных», никогда прежде не видевшие друг друга и не имеющие совместных планов, не смогут поделить сферы влияния и работать вместе. Утвердить такое положение вещей – значит обречь театр на продолжение войны и уничтожение. Или, что более вероятно, Симакина будут использовать в качестве тарана для того, чтобы окончательно вышибить из города чужаков.

Ситуацией обеспокоены и в столице. «Фестиваль «Реальный театр» мог повлиять на активизацию театральной жизни в городах вокруг Москвы, – пишет в своем «живом журнале» известный московский театральный обозреватель Павел Руднев. – Но теперь из Нижнего Новгорода он обратно вернулся в Екатеринбург. Тихому театру не нужны события. Легче прожить тихо. Невозмущающейся труппой, непритязательным режиссером, невыразительными спектаклями – управлять безусловно легче, чем театром требовательным. Власти выгоднее мирные, невыдающиеся люди».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.