Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Генеральный директор Музея Победы о сохранении исторической памяти: «9 Мая – объединяющая идея для России»

возложение цветов
Россияне должны помнить о духовном смысле Дня Победы, считает Александр Школьник

День Победы – один из наиболее важных праздников в истории России. Как сделать, чтобы современные школьники воспринимали этот праздник как свой личный? Инфантильны ли современные подростки? Зачем в век цифровых технологий нужен музей? Что такое подвиг? И как сохранить историческую память? Об этом в интервью «ФедералПресс» рассказал Генеральный директор Музея Победы, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Школьник.

Все чаще сегодня возникает вопрос об утрате исторической памяти. Появились поколения, не воспринимающие День Победы как особенный праздник. От года к году эта проблема ощущается острее. Как вам кажется, что можно и нужно предпринять сегодня, чтобы поколение сегодняшних детей тоже воспринимало День Победы как свой личный праздник?

— Все зависит от нас с вами. От школьных учителей, родителей, представителей СМИ, деятелей культуры. В целом от общества. Прежде всего, от нашего желания поделиться с детьми своими знаниями и опытом, привить уважение к памяти предков.

Как правило, в тех семьях, где есть крепкое идейно подкованное старшее поколение, дети и внуки вырастают с уважением к истории своего Отечества, понимают важность Дня Победы.

Возьмем акцию «Бессмертный полк». Вспомните масштаб! Как много молодых ребят в нашей стране участвует в акции «Свеча памяти» 22 июня в День памяти и скорби! Сотни тысяч по всей России! А какое количество писем школьники отправляют нашим бойцам в зону боевых действий в Донбассе!

Я думаю, чтобы сохранить преемственность исторической памяти и важнейшую сущностную ценность Дня Победы, мы должны так рассказывать нашим подрастающим поколениям о подвиге наших предков, так представлять историю Великой Отечественной, чтобы современного подростка, говоря его словами, «зацепило».

Самая верная формула патриотического воспитания, на мой взгляд: семья – школа – культурная среда – государство.

Мы очень вовремя поняли, что День Победы, по сути, стал для нашего общества объединяющей национальной идеей и духовной скрепой, которая сплачивает людей.

Через года многие исторические события проходят многократное переосмысление. Это касается и Великой Отечественной войны. Как вам кажется, какие темы, связанные с ВОВ, представляют наибольшее искушение для всевозможных интерпретаций?

— Интерпретациями событий Второй мировой больше всего любят заниматься на Западе. Причем переписывание истории началось буквально сразу же после Ялтинской и Сан-Францисской конференций, то есть после достижения мирных договоренностей и создания Организации Объединенных Наций. Сейчас практически каждый молодой американец и европеец уверен, что войну выиграли союзники.

Вот этим ложным трактовкам мы должны всячески противостоять. Мир от гитлеровского нацизма спас советский солдат. Это – истина.

В век господства цифровых технологий музеи, кажется, переживают определенный кризис трансформации. Информация доступна даже тем, кто не готов выходить из дома. В таком случае какова новая роль музея в современности?

— Музеи – это не столько кладовые культурных ценностей, сколько живые организмы, которые меняются вместе с миром. Музеи сейчас – еще и популяризаторы истории.

Одно осознание того, что тому или иному шедевру рядом с тобой больше трех сотен или даже более лет, разве не вызывает трепет? Допустим, взять какой-то предмет времен Великой Отечественной... Каждый музейный артефакт – это частичка прошлого рядом с тобой.

Россияне должны помнить о духовном смысле Дня Победы, считает Александр Школьник

Мы должны превращать музеи в центры развития, воспитания, отдыха, общения. В условиях возрастающей здоровой конкуренции за интересы посетителей придуманный нами девиз «Больше, чем музей» постепенно становится модельным стандартом музейного дела.

Сами по себе интерактивные технологии, которые широко применяются при создании современных выставок – это уже не ново. Новаторством я считаю умение подчинить виртуальные возможности глубокому смыслу, содержательно насытить музейные экспозиции, чтобы увиденное развивало прежде всего эмоциональный интеллект человека, насыщало новыми знаниями и информацией.

Ряд экспертов считают, что подлинный патриотизм в подрастающем поколении возможно воспитать только через искоренение определенной инфантильности, свойственной молодым людям. Вы согласны с этой точкой зрения?

— А в чем заключается эта инфантильность? В увлечении интернетом и соцсетями, в излишней опеке родителей, в неспособности к критическому мышлению? Сложно ответить однозначно.

Мне, напротив, кажется, что те объемы информации, которые обрушиваются на современных детей, делают их взрослыми не по годам.

Мне кажется, что если и встречается в наших подростках некая инфантильность, то опять-таки от нашего неуемного желания отслеживать все их действия и держать под тотальным контролем.

В обществе есть противники внедрения в воспитательные процессы милитаризированных элементов вроде игры в зарницу или других имитаций военных действий. Считается, что детям изначально нужно прививать принципы пацифизма. Вы согласны с этой позицией?

— Мне кажется, это совершенно не связанные друг с другом вещи. Убежден, что умение ходить строем, чувствовать ритм, проявлять ловкость и смекалку в спортивных играх, иметь в том числе начальную военную подготовку и одновременно узнавать всю правду о войне и о подвиге своих предков, очень полезно. Это воспитывает в ребенке моральные качества, которые позволят ему в зрелом возрасте сделать верный нравственный выбор.

Россияне должны помнить о духовном смысле Дня Победы, считает Александр Школьник

Самое страшное – не в том, чтобы растить будущих воинов. Страшнее воспитывать равнодушных, неспособных к сопереживанию и состраданию людей.

Возвращаясь к Вашему вопросу, знаю по отзывам, что система, например, военно-исторических лагерей, которые проводятся летом в разных регионах России, пользуется большой популярностью. Ведь смысл той же зарницы или любой другой военно-патриотической игры – в умении использовать смекалку, действовать в команде и, разумеется, в желании добиться победы. Думаю, такая мотивация пригодится ребенку как в учебе, так и в жизни.

Что нам предстоит сделать уже сейчас, чтобы память о Великой Отечественной войне осталась жива и спустя еще 80 лет?

— Помнить, чтить героев, отдавших жизнь за наше будущее, беречь памятники, мемориалы и воинские захоронения, изучать историю Отечества. Деятелям культуры – создавать фильмы и спектакли о Великой Отечественной, писателям – писать книги, музейщикам – рассказывать о Великой Отечественной войне с помощью эмоциональных и интересных экспозиций, ученым – продолжать работать в архивах. Всем вместе – чтить ветеранов, детей войны, хранить семейные реликвии. Есть такое понятие «семейная память». Это то, что касается личной истории каждой семьи. То, что мы можем передать детям не только материально, но и духовно.

Историческая память о Великой Победе является еще и тем цементирующим составом, который укрепляет связи стран СНГ. Работает ли Музей Победы со своими зарубежными коллегами по вопросам сохранения исторической памяти, а также обновления экспозиций и мемориалов?

— Работаем, и очень плотно. Особенно под патронатом Союзного государства Россия – Беларусь. В Беларуси столь же трепетное отношение к памяти о событиях Великой Отечественной.

Мы проводим международные научные конференции и форумы, посвященные урокам Великой Отечественной, ведем совместную просветительскую работу, издаем книги, проводим фестивали военно-исторических фильмов.

Также взаимодействие идет по линии Ассоциации военно-исторических музеев. Школьные Музеи Казахстана, Беларуси участвуют в нашем молодежном проекте «Школьный Музей Победы».

Совместно с Россотрудничеством мы организуем выставки и мероприятия в Российских центрах науки и культуры за рубежом. Должен сказать, что сохранение общей памяти в странах постсоветского пространства – это деятельность, которая требует нашей особой заботы.

Центральная тема любых объектов искусства, посвященных Великой Отечественной войне, это тема подвига. Есть ощущение, что отношение к подвигу и в целом мнение, что считать подвигом, а что нет, со временем изменилось. Вы согласны?

— Подвиг – это воля к поступку, способность пожертвовать собой ради другого человека, ради Родины, ради правого дела. И природа подвига с веками мало изменилась. В основе подвига лежит подвижничество и жертвенность. Ведь не случайно священнослужители видят в Дне Победы христианское начало. Наши предки совершили 79 лет назад героический подвиг, победив нацизм, одержав победу добра над злом, жизни над смертью.

Россияне должны помнить о духовном смысле Дня Победы, считает Александр Школьник

Одна из наших постоянных экспозиций называется «Подвиг народа». И в ней на примере действий и поступков конкретных людей мы рассказываем о подвиге всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Мне кажется, что мерилом величия подвига является человеческая жизнь. Вернее, способность пожертвовать ею ради спасения других жизней.

Мы всегда должны помнить о духовном смысле Дня Победы, в основе которого лежит благодарность нашим предкам за их героический подвиг, когда «смертью смерть поправ», они вернули всей нашей планете мирное небо и право на будущее.

Фото: Музей Победы

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.