Главной темой прошедшего на этой неделе тюменского форума стали электронные госзакупки. Полгода назад открытые аукционы в электронной форме стали обязательными для части государственных заказчиков. Подразумевается, что с введением электронных торгов для государственных и муниципальных заказчиков исключается возможность недобросовестного сговора между участниками аукциона. Между тем проведение аукциона в Интернете ставит ряд вопросов, которые являются часто непреодолимым препятствием для части муниципалитетов. Проблемы реализации 94-ФЗ представители муниципалитетов обсудили с представителями федерального центра. Подробнее – в материале «УралПолит.Ru».
Главной темой прошедшего на этой неделе тюменского форума стали электронные госзакупки. Полгода назад открытые аукционы в электронной форме стали обязательными для части государственных заказчиков. Подразумевается, что с введением электронных торгов для государственных и муниципальных заказчиков исключается возможность недобросовестного сговора между участниками аукциона. Между тем проведение аукциона в Интернете ставит ряд вопросов, которые являются часто непреодолимым препятствием для части муниципалитетов. Проблемы реализации 94-ФЗ представители муниципалитетов обсудили с представителями федерального центра. Подробнее – в материале «УралПолит.Ru».Революционный закон
Основные плюсом закона, по мысли генерального директора ГУП «Агентство по госзаказу республики Татарстан» Якова Геллера, является то, что закон меняет всю экономику страны. «Это революционный закон, – охарактеризовал он. – Государство может помогать бизнесу двумя способами: с помощью налогов и преференций, и с помощью 94-ФЗ».
Этот закон завершает важный этап перехода экономики страны на качественно новый уровень открытости и конкурентности торгов, а также информационно-технического обеспечения. В совокупности с внедрением с 1 января 2011 года единого общероссийского портала для размещения информации о заказах – это экономический прорыв в системе госзаказа России».
Самое главное преимущество системы электронных торгов – открытый доступ к рынку государственных и муниципальных заказов независимо от местонахождения. Система обеспечивает равные и условия ведения экономической деятельности как для малого, так и для крупного бизнеса.
Коррупции и преимущества
С 1 января 2011 года все государственные и муниципальные заказы будут размещаться исключительно на электронных аукционах. Для этого уже создан единый портал, а в скором времени будут запущены пять объединенных торговых площадок. При этом продажа и аренда госимущества будет осуществляться только через портал. Впрочем, переход к электронным торгам не является неожиданностью, с 1 июля 2010 года – федеральные заказчики обязаны проводить только электронные аукционы.
Федеральные чиновники уверены, что электронные торги искоренят откаты и коррупцию в России. По мнению заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Марины Кашиной, новая система «не даст возможности распределять госзаказ в собственных интересах чиновников или предпринимателей». В первую очередь антикоррупционные преимущества электронных торгов выгодны малому бизнесу, подчеркивает она, а кроме того, это большая экономия средств.
С 1 октября электронные площадки начинают работать в штатном режиме в соответствии с требованиями соглашения между ФАС России и Министерством экономического развития РФ, говорит Марина Кашина. Это означает, что начинают работать более жесткие требования к работе электронных площадок и появляются дополнительные возможности для предпринимателей и заказчиков. Предпринимателям не нужно будет получать электронно-цифровую подпись (ЭЦП) для работы на каждой из пяти площадок отдельно, ЭЦП будет работать на всех электронных площадках. Кроме того, значительно сократится объем документооборота.
Неоправданная экономия
Если судить по официальным заявлениям, то бюджет уже получил от тех или иных аукционов значительную экономию средств. Эффект от такого вида закупок составил порядка более 20%. Тем не менее муниципалы не довольны новым законом. В настоящий момент существует лишь один критерий, из которого исходят государственные и муниципальные заказчики – это цена продукции, работ, услуг. Экономия приводит к тому, нормальное качество товара теряется. «Существует лишь один критерий – цена. И никаких дополнительных условий мы выставить не можем. И как выйти из этой ситуации - не понятно», - так охарактеризовал эффективность закона один из участников съезда. Против этого, считает Яков Геллер, есть только один путь: «Если качество товара обусловлено недобросовестностью поставщика – а это проблема госзакупок, то недоброкачественный товар необходимо представить на товарную экспертизу, и потом судиться с поставщиком». Кроме того, на федеральном уровне активно обсуждается идея единого общероссийского классификатора продукции. В ФАС уверены, что отсутствие общих и точных стандартов также может являться причиной коррупции.
Пока федералы уверенно прогнозируют выгоды нового закона, муниципалы и предприниматели тестируют его на практике. Станут ли результаты их работы поводом для новых поправок - покажет время. Впрочем, как заметил руководитель ВСМС, глава комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко, квинтэссенцией замечаний муниципалов будут вопросы корректировки нормативных актов.


