Top.Mail.Ru
Тюменская область
0

Сергей Корепанов: В области создается серьезный инфраструктурный задел

Спикер тюменской облдумы подвел итоги 2009 года

Экономическая и политическая жизнь Тюменской области в 2009 году, несмотря на кризис, была очень насыщенной. О бюджете области, изъятии НДПИ, о жизни региона в новых экономических реалиях и о том, как депутаты тюменского парламента влияли на жизнь страны, «УралПолит.Ru» рассказал председатель тюменской областной думы Сергей Корепанов.

Экономическая и политическая жизнь Тюменской области в 2009 году, несмотря на кризис, была очень насыщенной. О бюджете области, изъятии НДПИ, о жизни региона в новых экономических реалиях и о том, как депутаты тюменского парламента влияли на жизнь страны, «УралПолит.Ru» рассказал председатель тюменской областной думы Сергей Корепанов.

Сергей Евгеньевич, как бы вы охарактеризовали исполнение бюджета «кризисного года»?

Год был непростым для Тюменской области. Обрушение цены на нефть чувствительно сказалось на бюджете. Фактически это повлекло за собой пересмотр бюджетных расходов по многим позициям, в частности, по капитальным вложениям, по затратам на дорожное строительство. В целях минимизации последствий для населения области, мы шесть раз вносили изменения в доходную и расходную часть бюджета, пересмотрели объемы дотаций органам местного самоуправления, субвенций на исполнение переданных им государственных полномочий, другие трансферты. Вместе с тем, социальных программ, гарантий эта политика не коснулась. При корректировке бюджета в начале года правительство и дума исходили из того, что баррель нефти будет стоить 40 долларов. Благоприятная мировая конъюнктура цен на нефть позволила скорректировать бюджет в сторону увеличения, а также в полной мере выполнить все социальные обязательства. В бюджетной сфере нет задолженностей ни по заработной плате, ни по социальным выплатам.

Депутаты уже назвали бюджет наступившего года «бюджетом надежды»: в этом году регион получит НДПИ уже в виде субвенций. А что потом?

Если кратко охарактеризовать бюджет 2010 года, то это будет бюджет стабильности, бюджет продолжения начатого. В то же время, одним из последствий мирового кризиса для Тюменской области станет снижение финансовых поступлений в бюджет. Очевидно, что сократится и объем финансирования программы «Сотрудничество». Программы, которая по-прежнему остается уникальным межрегиональным проектом, не имеющим аналогов в стране. Но реализация главных задач программы, несомненно, будет продолжена.

Если для большинства регионов Российской Федерации основными доходами являются поступления от налога на добавленную стоимость, таможенных акцизов и налога на прибыль, то для бюджета Тюменской области важнейшим является налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль. В структуре налоговых доходов налог на прибыль организаций составляет более 44%, а налог на добычу полезных ископаемых — почти 38%. Нас очень беспокоит перспектива доходов бюджета. Несмотря на льготный переходный период, централизация налога ставит регион в жесткие условия.

А какие меры принимаются для стабилизации ситуации?

Сделаны серьезные вложения в создание новой налоговой базы. Были запущены своеобразные локомотивы для всей экономики области.

Например, на юге Тюменской области заработал Уватский проект, направленный на организацию нового нефтедобывающего района с перспективой доведения объемов добычи до 10 миллионов тонн нефти в год. Дан старт строительству комплекса по производству пропилена в Тобольске. Благодаря этому проекту на территории области будет осуществляться глубокая переработка добываемых углеводородов, появится более 1000 новых рабочих мест, увеличатся налоговые отчисления в региональный бюджет. Ввод пивобезалкогольного комбината «Очаково» оказал существенное влияние на рост показателей производства пищевой продукции в Тюменской области. Введены в строй значительные мощности на новом нефтеперерабатывающем заводе в поселке Антипино. В перспективе завод будет приносить в казну почти треть миллиарда рублей дохода. Уральская горно-металлургическая компания возводит завод по производству стального проката с объемом производства в 500 тысяч тонн проката в год. На Тюменском судостроительном заводе запущено новое производство по выпуску продукции нефтегазового сервиса.

В Тюменской области создается серьезный инфраструктурный задел, который позволит смягчить последствия от снижения поступлений по основным налогам — НДПИ и налогу на прибыль.

Как в условиях кризиса взаимодействуют две ветви власти в регионе? Всегда удается найти взаимопонимание?

У нас одна цель – создание условий для дальнейшего устойчивого развития экономики региона. Законодательный процесс предполагает активное участие как депутатов, так и представителей исполнительной власти. За прошедший год 80 законопроектов было внесено в облдуму по инициативе губернатора. Основным инструментом для решения задач региона является областной бюджет, и я могу сказать, что вполне удовлетворен взаимодействием думы и правительства по всем вопросам формирования и утверждения бюджета.

В условиях кризиса взаимодействие двух ветвей власти приобрело новые черты. При губернаторе области был сформирован антикризисный штаб, куда вошли депутаты облдумы. Утвержден и совместно реализуется план действий, направленный на оздоровление ситуации в экономике и финансовом секторе. В целом могу сказать, что мы нашли общий язык и взаимопонимание.

Нововведение этого года: экспертный совет оправдал возложенные на него ожидания?

Да, конечно. Таким образом, был создан механизм прохождения наших законопроектов на федеральном уровне. Проект, прошедший экспертизу у нас, получает соответствующую поддержку экспертного совета в Госдуме. До этого наши инициативы успешно «хоронили». Создание экспертного совета кардинально изменило ситуацию.

Так какова роль тюменских депутатов в политической жизни страны в целом?

Мы приняли активное участие в разработке закона о торговле. Закон принят не в том виде, в котором мы бы хотели его видеть. Но лучше с таким законом, чем без него. В целом, я могу сказать, что в прошлом году 12 законодательных инициатив облдумы было направлено на предварительную оценку в экспертный совет «Единой России» при Госдуме РФ. Пять инициатив получили положительную оценку федеральных коллег – это, например, поправки в статью 81 ТК РФ, внесение изменений в закон «О несостоятельности (банкротстве)» о защите беременных женщин при банкротстве предприятий, также были предложены поправки в закон «О защите культурного наследия». Остальные находятся на контроле депутатской фракции «Единой России».

В тоже время мы активно развиваем межпарламентское сотрудничество, в первую очередь, с Югрой и Ямалом, а также с другими субъектами Федерации и странами ближнего Зарубежья. В июне 2009 года тюменские парламентарии с официальным визитом посетили Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. В рамках визита нами было подписано Соглашение о взаимопонимании, о сотрудничестве в сфере законотворческой деятельности. Меморандум был подписан с законодателями Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.

Какие области законодательства региона, на Ваш взгляд, в наибольшей степени нуждаются в развитии?

Сегодняшняя экономическая ситуация выявила ряд серьезных проблем, которые требуют осмысления на законодательном уровне. Это касается и невыполнения строителями обязательств перед дольщиками, и задержек по выплате заработной платы, и работы торговых организаций. Депутаты подключились к решению этих вопросов на местах, в своих избирательных округах. Вообще, необходим детальный анализ – насколько эффективно региональное законодательство отвечает современным требованиям.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.