Top.Mail.Ru
Курганская область
0

Об инвестициях, росте цен, зауральском уране и уголовном деле мэра Ханты-Мансийска

Первая половина октября в политической среде РФ была ознаменована рядом важных событий как федерального, так и местного масштаба. И если в регионах событиям локального уровня уделяется столько же внимания, сколько и процессам, касающихся федерального центра, то в столице внимание экспертов, представителей деловых, научных и политических кругов чаще приковано к событиям, которые происходят в «сердце» РФ.

Первая половина октября в политической среде РФ была ознаменована рядом важных событий как федерального, так и местного масштаба. И если в регионах событиям локального уровня уделяется столько же внимания, сколько и процессам, касающихся федерального центра, то в столице внимание экспертов, представителей деловых, научных и политических кругов чаще приковано к событиям, которые происходят в «сердце» РФ.

Экспертный канал «УралПолит.Ru» предлагает читателям новый проект. Мы обратили внимание московских экспертов, ведущих аналитиков и депутатов столицы на темы и проблемы, ставшие актуальными на прошлой неделе в регионах РФ и, в частности, в УрФО. Собрание президиума Госсовета по инвестиционной региональной программе, причины и последствия подорожания продуктов питания, разработка уранового месторождения в Курганской области, а также возобновление уголовного дела в отношении мэра города Ханты-Мансийска Валерия Судейкина – все эти темы окинули «столичным взглядом» ведущие эксперты, аналитики и депутаты Москвы.

Время для инвестиций в регионы еще есть!

Многие вопросы по привлечению инвестиций для экономического развития регионов, поднятые на выездном заседании президиума Госсовета 12 октября в Уфе, так и остались открытыми. Своим взглядом на вопросы о возможных препятствующих этому развитию барьерах и о том, что необходимо делать представителям региональных администраций, делится с читателями «УралПолит.Ru» ведущий региональный эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко.

 

 

Оксана, на кого больше ориентирована региональная инвестиционная программа: на частный бизнес, само государство или же иностранных инвесторов?

Программа по привлечению инвестиций для экономического развития региона, которая была основной темой обсуждения на заседании президиума Госсовета в Уфе 12 октября, в большей степени ориентирована на привлечение достаточно серьезных инвестиций – свыше 5 млрд. рублей. В этих инвестиционных региональных проектах могут быть заинтересованы как частный бизнес, способный инвестировать в регион, так и потенциальный иностранный инвестор. Один из механизмов работы по данной программе разработан и уже предложен правительством – это частно-государственное партнерство. В большей степени данная инвестиционная региональная программа рассчитана на иностранных инвесторов по той простой причине, что из частного бизнеса такие финансовоёмкие проекты мало кто потянет.

Можно ли сегодня говорить, что государство готово взять на себя ответственность за инвестиции в развитие инфраструктуры в регионах?

Что касается инфраструктуры в регионах и кто за нее ответственен – это на сегодняшний день, как показала практика последних трех лет, и является серьезной проблемой в работе с иностранными инвесторами. Когда иностранный инвестор приходит работать в регион, той инфраструктуры, которая необходима для нормальной работы по запуску и реализации проекта, просто нет, а именно регион должен предоставить и создать необходимые условия для работы инвестора. На практике же получается так, что регион перекладывает свою ответственность и обязательства за инфраструктуру на инвестора, который в последствии вынужден пересматривать и увеличивать проектную стоимость. Федеральный центр, на сегодняшний день, не только должен взять на себя ответственность по инвестициям в развитие инфраструктуры, но и гарантировать выполнение положительного результата деятельности органов региональной исполнительной власти.

Также немаловажной уже традиционной проблемой является административный барьер. Процедуры согласования, сбор необходимого количества подписей, а их бывает не один десяток, занимают очень много времени, что, в свою очередь, абсолютно логично приводит к удорожанию проекта.

На федеральном уровне эта проблема становится понятной, и председатель правительства РФ Виктор Зубков совершенно справедливо возмутился затягиванием реализации проекта западного скоростного диаметра кольцевой автодороги Санкт-Петербурга и сделал замечание руководителю Министерства транспорта Игорю Левитину: «Пока идет эта работа, стоимость проекта возрастает, и если раньше было 82 миллиарда рублей, то сейчас почти 120 миллиардов, а вы сидите все и согласовываете», – сказал Зубков, обращаясь к главе Минтранса Игорю Левитину на заседании правительства 11 октября.

Какие тогда, на ваш взгляд, проблемы у регионов, что им сегодня больше всего мешает развиваться?

Думаю, что недостаток профессиональных кадров.

На сегодняшний день вопрос управленческих кадров именно в органах региональной исполнительной власти стоит очень остро, мало кто из глав регионов может похвастаться хорошей слаженной командой, за исключением, возможно, Краснодарского края. Отсюда залог успеха развития региона зависит от деловой активности, опять-таки которую должна определять грамотная и профессиональная команда управленцев.

Если же говорить о федеральном уровне, то на сегодня для регионов делается достаточно – они могут рассчитывать на субсидии, создаются условия для успешного налаживания деловой активности, принимается новый, экономически весьма эффективный инструмент – особые экономические зоны. Взаимодействие же региона и центра можно охарактеризовать как одностороннее, так как получается, что региональная администрация недостаточно активна и деятельна.

Заметно ли изменился инвестиционный климат в регионах России за последнее время, и возможно ли ухудшение динамики в этой сфере в связи с парламентскими и президентскими выборами?

Динамика роста инвестиций за последние три года значительно улучшилась, если сравнивать с периодом 2001–2004 годов. Если говорить о предстоящих парламентских и президентских выборах и о том, как это отразится на инвестиционном климате России, то я думаю, что динамика, скорее всего, останется положительной. Политическая ситуация отмечается как спокойная, вопросам о сохранении преемственности выбранного курса новым правительством и парламентариями уже практически не осталось места в обществе, и все это и говорит о постоянно развивающейся экономике России, а, значит, и может гарантировать достаточный интерес иностранных инвесторов.

Если цены растут, значит, это кому-то нужно?

В сентябре цены в России в среднем выросли на 0,8 процента, что вдвое превышает прогноз правительства на сентябрь. Быстрее всего росли цены на молочную продукцию – она подорожала на 7,2 процента. Высокими темпами росли и цены на сливочное масло (9,4 процента). Столичный взгляд на вопросы о причинах и последствиях кризиса на рынке сельхозпродукции бросил директор информационно-аналитического департамента Российского зернового союза Сергей Шаховец.

Сергей Алексеевич, насколько валовый сбор зерна соответствует внутреннему спросу? Как российские зерновые трейдеры, ориентированные на экспорт, повлияли на сложившуюся ситуацию, и можно ли считать деятельность данных компаний причиной произошедшего?

Валовый сбор зерна в России составляет порядка 80 млн. тонн зерна в год, большая часть которого потребляется на внутреннем рынке, это порядка 70 млн. тонн. Внешняя причина, от которой мы в меньшей степени защищены, – мировой рынок, а российский рынок – его часть, и тенденция такова, что спрос значительно превышает предложение, но называть причиной роста цен на зерно деятельность трейдеров, ориентированных на экспорт зерна, на мой взгляд, безосновательно. Конечно, после того как 12 октября было опубликовано постановление правительства об увеличении вывозной таможенной пошлины на пшеницу не менее 22 евро/т и на ячмень не менее 70 евро/т, активность трейдеров по вывозу зерна из страны сильно возросла, но, на мой взгляд, это не стоит считать основной и весомой причиной сложившейся ситуации на рынке сельхозпродукции.

Тогда какие причины сложившегося кризиса вы считаете более значимыми?

Другой момент, о котором почему-то сегодня мало упоминают, – это рост цен на горюче-смазочные материалы и удобрения, от которых напрямую зависит сельхозпроизводитель, и все эти затраты превосходят полную себестоимость сельхозпродукции.

Также одной из наиболее острых проблем является постоянно растущая доля транспортных расходов в стоимости продукции агропромышленного сектора. В нашей стране, в зависимости от агроклиматических условий, существуют зерноизбыточные – это 27 субъектов Федерации, где сконцентрировано 83,8% посевных площадей, а объем производства зерновых составляет 87%, и зернодефицитные районы (центр и северо-запад страны), находящиеся на значительном удалении друг от друга. Железная дорога является в этом случае единственным возможным перевозчиком зерна – основы для производства муки, крупы и комбикорма.

Непонятным является тот факт, что к первому тарифному классу социально значимых грузов отнесены отходы доменного производства, уголь, цемент, шлаки, флюсы, лесоматериалы круглые, дрова, руды, камни, гипс, песок, глина, земля и т.п. А зерно отнесено ко второму, коммерчески выгодному для ОАО «РЖД» тарифному классу, стоимость перевозки по которому выше, хотя объемы перевозок зерна сравнимы с объемами перевозок грузов по первому тарифному классу.

До сих пор производитель сельхозпродукции не имел возможности влиять на рентабельность производства, но востребованность сельхозпродукции на мировых рынках вполне логично позволила пересмотреть сложившийся механизм оценки ее производства. И еще раз повторюсь, что вовлеченность России в мировую экономику также будет влиять и на внутренний рынок сельхозпродукции, как и на другие внутренние рынки.

Какие сегодня механизмы есть у государства для решения подобных проблем? И каким вы видите решение данной проблемы?

Механизмы по сдерживанию цен на зерно, конечно, скорее всего, будут задействованы, я имею в виду товарные интервенции. У России есть для этого достаточный потенциал, имеется запас в размере 1,5 млн. тонн пшеницы. Данный механизм будет осуществляться посредством адресных продаж, производством социально значимых сортов хлеба.

Если же мы рассматриваем данную ситуацию на рынке сельхозпродукции как результат вовлеченности России в мировую экономику, а так оно и есть, то я считаю, что товарные интервенции как раз принесут больше минусов, чем плюсов, прежде всего, это ударит как раз по сельхозпроизводителям, правительство рискует лишить их мотивации работать. На мой взгляд, есть наиболее эффективная альтернатива данному решению – выплата дотаций, добавление компенсаций потребителю.

Как вы оцениваете ситуацию на мировых сельхозрынках, и как это может сказаться на России?

Как я уже отмечал ранее, ситуация на мировых рынках сельхозпродукции такова, что в ближайшее время дефицит будет нарастать. В Европе, да и в других странах, сегодня уже не осталось свободных сельхозугодий. Россия в этом смысле единственная страна, где еще осталось 20 миллионов гектаров неиспользуемых земель. У нашей страны есть реальные возможности довести производство зерновых в течение ближайших пяти–восьми лет до 100 млн. тонн. Российская Федерация за последние годы из крупнейшего импортера зерна (29 млн. т в 1992 г.) стала крупным экспортером, уверенно войдя в первую мировую пятерку, догнав США, ЕС, Канаду, Австралию и Аргентину. Причинами этого стали рост урожайности и валового сбора зерна, несмотря на сокращающиеся посевные площади.

Рост цен на продукты питания получил свое начало в СМИ

В продолжение обсуждения проблемы роста цен на продукты питания мы попросили генерального директора Института аграрного маркетинга Елену Тюрину окинуть взглядом сложившуюся ситуацию на рынке сельхозпродукции.

Когда начался активный рост цен на зерно? И почему мы оказались не готовы к тому, что произошло на рынке сельхозпродукции?

Темп роста цен на зерно начал повышаться в июле. При этом серьезных рыночных предпосылок не было. Хотя общую оценку рынку можно дать как спокойную, так как показатели продовольственной безопасности и основные рыночные показатели в норме. Экспертное сообщество сходится во мнениях, что данный процесс резкого и панического роста цен получил свое начало в СМИ, на эту информацию отреагировала вся цепочка, задействованная на рынке сельхозпродукции. Активность СМИ в период парламентских и президентских выборов сыграла злую шутку, прежде всего, для конечного потребителя.

Кто помимо физического потребителя пострадал и может пострадать, и есть ли те, кто на этом заработал?

У рынка две стороны – продавец и покупатель. На самом же деле, эта цепочка намного длиннее, здесь и производитель, и переработчик, и посредники. Так вот, говоря о том, кто выиграл, уверенно можно сказать, что рынок выиграл, потерял, я повторюсь, конечный потребитель.

Если рассматривать всех участников данного рынка вообще, то с максимальной выгодой остались трейдеры, ориентированные на экспорт зерна, также наиболее быстро смогли среагировать и заработать крупные сети дистрибуции и производители конечной продукции, обладающие своей сетью сбыта, меньше всего удалось заработать производителю сырья и переработчику. Если рассматривать влияние процессов, происходящих сегодня в среднесрочном периоде, то можно сказать, что в перспективе негативным образом данные события отразятся на животноводстве, прежде всего, на малоэффективных животноводческих хозяйствах.

Какие регионы, на ваш взгляд, меньше всего защищены от продовольственного кризиса? Как отразятся последствия данного кризиса на регионах?

В большей степени защищенными от кризиса на рынке сельхозпродукции являются Центральный и Южный федеральный округа, в меньшей степени – Урал и Дальний Восток.

Для регионов данный продовольственный кризис и общая тенденция на мировом рынке сельхозпродукции в целом, прежде всего, для черноземных областей, может гарантировать в самой ближайшей перспективе значительный рост интереса со стороны государства и инвесторов, что неминуемо повлечет за собой развитие регионов. Дело в том, что внедрение и использование современных агротехнологий позволит многим регионам РФ не зависеть от климатических особенностей и развивать аграрное хозяйство.

Разработка уранового месторождения в Курганской области

На прошлой неделе правительство Зауралья обсудило с населением Звериноголовского района перспективы добычи урана на месторождении Добровольное. Из центра на этот вопрос посмотрел пристальным «столичным взглядом» и дал свою оценку происходящему депутат фракции «Единая Россия», член комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Валентин Иванов.

Валентин Борисович, какова ситуация по развитию уранового месторождения в Курганской области?

По месторождению Добровольное (Звериноголовский район Курганской области) получены положительные результаты, запас ураносодержащих руд оценивается порядка 10 тысяч тонн, это не очень большое месторождение позволит добывать до 500 тонн в год.

Также хочу отметить, что предварительные лабораторные и полевые геотехнологические исследования показали возможность применения экологического метода ПСВ (подземное скважинное выщелачивание). Конечно, потребуются время и немалые затраты, чтобы изучить влияние подземного выщелачивания на окружающую среду в конкретных районах, но думаю, что сегодня все участники данного проекта к этому готовы.

Как вы можете охарактеризовать волну протеста против добычи урана?

Сегодня некоторые политики и ряд НПО начали запугивать население, что в случае развития добычи урана или других полезных ископаемых природа зачахнет, народ деградирует, вымрет и прочее. Такой популистский подход для Курганской области, имеющей достаточные запасы самого различного минерального сырья и слабую экономику, крайне вреден. Опасность крайне преувеличена. Объясню почему. Внедрение прогрессивного и экологически безопасного (по сравнению с традиционным горным способом) метода ПСВ для добычи урана и других металлов позволит значительно снизить риски загрязнения окружающей среды в Курганской области. Не говоря уже об экономических выгодах применения этого дешевого (по сравнению с традиционным горным способом) метода.

Что означает внедрение этого метода, и почему он безопасен?

Чем же хорош и безопасен метод ПСВ? Практически не загрязняется поверхность, а небольшие утечки из трубопроводов легко ликвидируются. При выщелачивании создается баланс закачки-откачки технологических растворов, что позволяет избежать загрязнения водоносных горизонтов: есть возможность контролировать количество закачанного и извлеченного раствора. Из-за своей дешевизны этот способ позволяет вовлекать в отработку бедные и убогие руды. А из растворов наряду с ураном можно извлекать и другие ценные попутные компоненты.

Где сейчас используется метод подземного выщелачивания для добычи урана?

В США, Казахстане, Узбекистане этот метод широко и успешно применяется вот уже более 25–30 лет.

Мировая практика показывает, что при строгом исполнении экологических норм даже использование традиционных горных способов добычи и технологий переработки урановых руд позволяет сохранять экологическое равновесие даже при эксплуатации объектов в густонаселенных районах, национальных парках и туристических зонах. Так, известная компания Сogema (Франция) отрабатывает в течение многих лет несколько золотых и урановых месторождений, расположенных в курортной зоне вблизи побережья Средиземного моря, и прекрасно сосуществует с местным населением, с постоянным потоком туристов, морем и сельским хозяйством.

Может ли разработка уранового месторождения говорить о строительстве в Кургане АЭС в ближайшей перспективе?

Что касается строительства АЭС в Курганской области, то в ближайшей перспективе до 2020 года, насколько мне известно, в планах Федерального агентства по атомной энергетике этого нет.

Возвращаясь же к урановому месторождению Добровольное в Звериноголовском районе Курганской области, хотелось бы отметить, что ничего кроме пользы и для экономики региона, и социальной сферы от его разработки быть не может. Постоянно растущие цены на составляющие элементы ядерного топлива позволят оживить экономику региона, повысить уровень жизни населения, начать развивать другие рынки и создать новые рабочие места. Плюсы данного проекта для региона, как мне кажется, очевидны.

Уголовное дело мэра крупного города – почти привычное дело

На прошлой неделе Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре было официально предъявлено обвинение главе муниципального образования «Город окружного значения Ханты-Мансийск» Валерию Судейкину. В этой связи на нашу просьбу устремить свой взгляд на события в Ханты-Мансийске ответил эксперт Института региональной политики Алексей Титков.

Алексей, как вы можете прокомментировать уголовное дело, заведенное в отношении мэра Ханты-Мансийска? Можно ли считать данное дело политическим?

Считаю, что с доводами главного лица этого уголовного дела – Валерия Судейкина – можно согласиться. Попытка по этому эпизоду предпринимается уже во второй раз. Год назад во время местной избирательной кампании происходило то же самое, только, как мы знаем, ничем не закончилось. Думаю, что отрицать участие в этом деле представителей регионального УВД и местной прокуратуры нельзя, так как в прошлому году след силовых структур был очевиден, и никто этого не отрицал. Это не единственный случай, и, как мне кажется, это уже стало популярно, когда УВД или прокуратура являются активным участником в подобных делах, только эти самые уголовные дела живут какой-то своей жизнью.

Возможен ли сценарий предвыборной подготовки «Единой Россией» наиболее слабых регионов с точки зрения борьбы за электорат?

Если рассматривать данное уголовное дело в аспекте предстоящих выборов, то для «ЕР» это не самый сильный регион, тем более что положение Судейкина в региональной политической элите сложное, отношение жителей города к Судейкину критичное, в этой связи перед выборами показать, что работа ведется, в деле Судейкина очень удобно, и, самое главное, вовремя можно поставить точку.

Как вы думаете, это локальное дело региона или же сигнал был из центра?

Думаю, что данное уголовное дело носит локальный региональный характер. У главы ХМАО на сегодняшний день таких явных и острых проблем с центром нет, он опытный управленец, власть в регионе, бесспорно, находится в его руках.

Вполне вероятно, что в новой попытке разобраться в деле Судейкина могут прослеживаться интересы главы округа и его самого ближайшего окружения. Как в региональных политических и экспертных кругах, так и в Москве, действительно обсуждают версию возбуждения уголовного дела, активную роль в котором играют силовые структуры в интересах председателя гордумы Ханты-Мансийска Василия Филипенко, сына губернатора области. Эта версия упоминалась и в газете «КоммерсантЪ».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.