Top.Mail.Ru
Общество
Пермский край
0

Из Перми пытаются изгнать Бедное Гельмана

К критике реализуемых в Перми культурных проектов москвичей присоединился известный писатель Алексей Иванов

В Перми нарастает возмущение по поводу реализуемых на территории региона культурных проектов современного искусства москвичей. Прежде всего, эти проекты связаны с именем Марата Гельмана, взорвавшего информационное пространство своей креативностью. Конгресс пермской интеллигенции обратился к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой отстранить министра культуры края Бориса Мильграма, продвигающего данные проекты. Сегодня, 23 июня, публичной критике культурные проекты Гельмана подверг известный писатель Алексей Иванов. Московские блогеры полагают, что было бы неплохо «взорвать еще одно такое болото, как Пермь». По некоторым данным, губернатор Олег Чиркунов охладел к искусству Марата Гельмана, хотя по инерции продолжает его рекламировать. Об этом – в материале «УралПолит.Ru».

В Перми нарастает возмущение по поводу реализуемых на территории региона культурных проектов современного искусства москвичей. Прежде всего, эти проекты связаны с именем Марата Гельмана, взорвавшего информационное пространство своей креативностью. Конгресс пермской интеллигенции обратился к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой отстранить министра культуры края Бориса Мильграма, продвигающего данные проекты. Сегодня, 23 июня, публичной критике культурные проекты Гельмана подверг известный писатель Алексей Иванов. Московские блогеры полагают, что было бы неплохо «взорвать еще одно такое болото, как Пермь». По некоторым данным, губернатор Олег Чиркунов охладел к искусству Марата Гельмана, хотя по инерции продолжает его рекламировать. Об этом – в материале «УралПолит.Ru».

Разразившийся скандал по поводу занесенного из столицы современного искусства Марата Гельмана в Перми продолжает набирать обороты. Вслед за Конгрессом пермской интеллигенции острую критику в адрес «новой культуры» высказал сегодня, 23 июня, известный писатель Алексей Иванов, который объясняет, почему, собственно, «Русское бедное» стало реальным проектом в пермском регионе. «Во всем мире местные бренды становятся основой местных шоу. Иногда такие шоу разрастаются до планетарных масштабов, как, например, бразильский карнавал. Но шоу эволюционирует не к культуре, а к бизнесу. Пермь и попала в эту ловушку. Умелые руки пересадили фестивали, как полевые цветы, на собственную грядку и продали их под видом клумбы. Это называется «Живая Пермь», – говорит писатель Алексей Иванов в «Новом компаньоне».

Напомним, скандал по поводу презентации «Русского бедного» в Перми разгорелся еще в момент презентации проекта на Заксобрании Пермского края сенатором от Прикамья Сергеем Гордеевым. Отчитываясь о проделанной работе в сенате, Сергей Гордеев рассказал о проекте. Депутаты тогда возмутились, но приняли как должное. Тем более что активным двигателем проекта Гельмана в регионе стал не кто иной, как губернатор Олег Чиркунов.

По мнению члена Конгресса пермской интеллигенции Ирины Артемовой, «когда в Перми высадился со своей первой выставкой «Русское бедное» московский галерист и политтехнолог Марат Гельман, трудно было представить, к чему это приведет». «Под музей современного искусства отвели здание Речного вокзала – памятника архитектуры, одного из лучших вокзалов России. Что только нам ни обещали! Что благодаря этой выставке «изменится соотношение сил на российской арт-сцене», что «кочевая выставка с громкими именами должна привлечь к городу внимание мировой культурной элиты: после Перми «Русское бедное» поедет в Государственный Русский музей, Москву, Милан и Нью-Йорк». Но в списках выставок Русского музея, прошедших в 2008-м, текущих и планируемых в нынешнем году «Русское бедное» не значится. Так куда уехала выставка? И где «мировая культурная элита»? Можно сказать, что первую выставку – «Русское бедное» – Пермь, поперхнувшись, но проглотила. Местные жители тихо роптали, что, мол, никакое это не искусство, а мелкое хулиганство и развращение пермского народа. Весной же разразилась новая беда – выставка «Евангельский проект», про которую Епископ Пермский и Соликамский Иринарх сказал: «Какой же ад в душе того, кто это сотворил», – пишет Ирина Артемова.

Однако успешное продвижение Марата Гельмана в регионе продолжилось последующими выставками. Более того, при поддержке губернатора современный художник получил помещение Речного вокзала. Подобное явление в современной российской культуре, по мнению Алексея Иванова, находит вполне простое объяснение. «Свято место пусто не бывает. Утраченные ценности должны чем-то замещаться. Они и замещаются – мнимыми сущностями. Некими виртуальными двойниками. Философ Бодрийяр называет их «симулякрами». Например, есть искусство, и есть его симулякр – перформанс. Есть народ, и есть его симулякр – электорат», – пишет он.

Алексей Иванов убежден, что Пермь и вправду самый культурно «продвинутый» город провинциальной России. «Потому что, видимо, ни на какой другой город не ведется такой «кислотной» атаки. Жаль, что финалом ее видится полное размывание региональной идентичности. Симулякры плодятся делением (если финансовая среда достаточно питательна), но симулякры не создают культуры», – констатирует он.

Околокультурная столичная тусовка внимательно следит за продвижением искусства Гельмана в провинциальной Перми, правда иногда блогеры, по-видимому мало представляющие географическое расположение города, пишут его название с двумя мягкими знаками. Поклонники такого искусства из других городов признаются, что неплохо было бы взорвать «и наше болото».

По мнению Ирины Артемовой, рано или поздно проект Марата Гельмана в Перми потерпит полное фиаско, поскольку в настоящее время люди ждут от искусства совершенно другого. «В тяжелые времена разных потрясений людям всегда хочется чего-то светлого и надежного, на что можно было бы опереться. Искусство Гельмана таковым не назовешь», – говорит она.

Алексей Иванов убежден, что современное искусство, каким его подает Гельман, чуждо для России в целом, поэтому и нет разницы, над кем будет смеяться Европа – над Москвой или Пермью. Но очевидно, что в данном случае Европа будет смеяться над Пермью.

«Дело в том, что таким искусством Европа переболела лет 6 назад, на Западе оно осталось в прошлом, Россия с подачи Гельмана начала его осваивать в Перми, однако надо понимать, что такое искусство в настоящее время не актуально», – говорит Ирина Артемова.

Напомним, Конгресс пермской интеллигенции обратился с письмом к президенту РФ с просьбой «освободить Пермский край от министра культуры Бориса Мильграма», содействующего реализации проектов Гельмана.

«Сразу за Дягилевскими сезонами состоялся скоропостижный фестиваль «Живая Пермь» с новой выставкой «МосквАполис» в музее PERMM, где посетители могли познакомиться с «творчеством» О. Кулика и А. Тер-Оганьяна. И опять московской арт-тусовке – лучший выставочный зал, гостиницы, автобусы и рестораны. К остальным участникам фестиваля отношение более чем прохладное. Один из приезжих художников сказал мне: «Такое ощущение, что нас пригласили, чтобы мы были массовкой для «МосквАполиса». Кроме «МосквАполиса», особых похвал министерства культуры и Гельмана удостоилась выставка питерской группы «Протез». И вот на такую «Живую Пермь» из краевого бюджета было потрачено несколько 6 млн рублей. Говорят, что на фестиваль ушло еще 2 млн внебюджетных средств. А вот на реализацию «проекта краевого (в рамках Всероссийского) фестиваля народного творчества «Салют Победы», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», было выделено 2,7 млн рублей», – пишет Ирина Артемова в своей статье на ресурсе «Пермские соседи».

По мнению источника «УралПолит.Ru», знакомого с ситуацией, губернатор Олег Чиркунов в настоящее время охладел к искусству Гельмана и скорее по инерции продолжает его иногда рекламировать. «Но директором PERMM Гельман будет три года. Тут никаких изменений пока не предвидится», – отметил он.

Стоит отметить, что в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» мэр Перми Игорь Шубин был далек от восторга от данных проектов, отметив, что посещал только одну, самую первую выставку Марата Гельмана. «К сожалению, в другие разы я находился в командировке, но вот «Винзавод» Марата в Москве мне понравился», – сказал Игорь Шубин.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.