Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

Гоголь вышел в тираж на челябинской Кировке

Юбилей классиков в 21-м веке – удел студентов и библиотекарей

Превратить главную пешеходную зону южноуральской столицы Кировку в Невский проспект, устроив на нем массовые гуляния, в ходе которых продавать второй том «Мертвых душ» по бросовой ныне, но ходовой цене 10 рублей. Такая идея пришла в голову организаторам «гоголевского шествия», которые и попытались осуществить задумку в минувшее воскресенье, 29 марта. О том, как челябинцы восприняли литературный флешмоб и как разошлась «негорящая рукопись», читайте сегодня, 31 марта, в материале «УралПолит.Ru».

Превратить главную пешеходную зону южноуральской столицы Кировку в Невский проспект, устроив на нем массовые гуляния, в ходе которых продавать второй том «Мертвых душ» по бросовой ныне, но ходовой цене 10 рублей. Такая идея пришла в голову организаторам «гоголевского шествия», которые и попытались осуществить задумку в минувшее воскресенье, 29 марта. О том, как челябинцы восприняли литературный флешмоб и как разошлась «негорящая рукопись», читайте сегодня, 31 марта, в материале «УралПолит.Ru».

Превращение челябинской улицы в питерский проспект

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все», – уверяет нас великий классик в одноименной повести. Он называет проспект «единственным развлечением бедного на гулянье Петербурга». Челябинская Кировка хоть и молода, но уже отвоевала у горожан среди прочих увеселительных зон южноуральской столицы звание излюбленнейшего прогулочного уголка.

С утра, конечно, помимо дворников, слизывающих с тротуарной плитки всяческие пылинки, Кировка почти пуста: лишь изредка можно заметить спешащего на работу офисного менеджера да зевающего милиционера, медленно обходящего свои владения. К обеду улица наполняется прохлаждающимися по ней «боями» и «гёрлами», разодетыми в розово-чёрные одежды, относящимися к модной нынче субкультуре эмо. Устроители народных конкурсов, бережно раскладывающие реквизит, торговцы местных магазинчиков и бутиков, вышедшие посплетничать друг с другом в обеденный перерыв, люди пожилого возраста, выгуливающие вверенных им внучат, нет-нет да мелькающие спины народных избранников регионального парламента, покидающие заседания комитетов – всё это также непременные составляющие обеденного колорита Кировки. К вечеру главная столичная пешеходная зона принимает основной наплыв посетителей. Здесь вы встретите наштукатуренных румянами девиц, вышедших показать свой убор, «вышедших в свет» рабочих с городских окраин, спутником которых неизменно стал пенный напиток, а также семейных пар разного возраста, выставляющих на всеобщее обозрение свой союз.

Никаких сюртуков, бакенбард и коллежских регистраторов. Впрочем, как и на современном Невском проспекте. В этой связи несколько непонятна задумка организаторов «превратить» челябинскую улицу в Невский проспект. Ежели устроителям увеселительного воскресного мероприятия хотелось пощеголять в одеждах 19-го века или, например, продемонстрировать великолепие бакенбард служащих в разных департаментах того времени, приклеив их соответственно на молодые безволосые лица студентов, а то и больше – реконструировать один день из гоголевской повести «Невский проспект», то задумка весьма интересна, но, безусловно, очень затратна. Вероятно, поэтому и не удалась. Если же превращать Кировку по Гоголю в выставку «всех лучших произведений человека», которые и обитали в отведенный час на Невском, то здесь и особенно усердствовать не приходится – нынешние завсегдатаи Кировки явились сами в привычный для них час. Впрочем, как являются эти «произведения человека» на московском Арбате или парижском Монмартре.

Кстати, в ходе «гоголевских торжеств» на Кировке челябинский бард признался в любви к городской пешеходной зоне: «И ленинградцы пусть по Невскому гуляют, а москвичи все на Арбат идут, но я челябинец, друзья, и точно знаю, что лучше Кировки нигде я не найду. Пусть Окуджава с Розембаумом поют, свои любимые возносят города, а я тебя, Челябинск милый мой, люблю и от тебя я не уеду никуда».

Желание превратить Кировку в Невский проспект организаторы также объясняли тем, что, во-первых, столица Южного Урала «как-то особенно неравнодушна» к Питеру, потому что во время войны в Челябинск был эвакуирован Путиловский завод (завод им. Кирова), а во-вторых, «как-то особенно не любит Москву». Этот феномен любви уральского города к северной столице также спорный, если иметь в виду то, что идею Кировки южноуральцы позаимствовали всё же у москвичей и их Арбата: первое время пешеходная зона называлась «Челябинским Арбатом».

Произведения классика по бросовой цене в подарок горожанам

Впрочем, что хорошо получилось у организаторов мероприятия – Челябинского государственного университета, в частности факультета журналистики, – помимо бесспорного элемента самопиара, так это устроить небольшой праздник для библиотекарей и студентов. Молодые люди, явно претендующие на получение зачета по гуманитарным дисциплинам после 200-летия Гоголя, прохаживаясь по «тарасовской» плитке, задорно распродавали тираж второго тома «Мертвых душ». Библиотекари с удовольствием подписывали поздравления классику. Так, например, сотрудники Пушкинской библиотеки поздравили Гоголя с тем, что юбилеи А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя совпадают. На сцене возле Главпочтамта после проведения небольшой викторины, посвященной творчеству писателя, молодым поэтам представилась такая замечательная возможность на юбилее Гоголя почитать свои произведения. Читали они долго, с чувством, доводя до изнеможения и себя, и редких присутствующих, не отпугнутых поэтическим джемом.

В разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» автор предисловия к челябинскому изданию второго тома «Мертвых душ» заведующая кафедрой факультета журналистики ЧелГУ Марина Загидуллина отметила, что организаторам хотелось напомнить челябинцам, что в этом году 200 лет великому писателю:«Почему второй том, а не первый? Во-первых, надеюсь, первый кое-как, но был прочитан многими в школе. Во-вторых, второй том незаслуженно забыт. Именно его хотелосьвручить, в какой-то мере навязать людям. Ну откройте, прочитайте, мы же до него еще не доросли тогда, в те времена. Сейчас самое время его понимать».

Довольно смешная по нынешним временам стоимость второго тома – Гоголь ушел в народ по 10 рублей – не оскорбление классика, а средство предложить его народу, сделать доступнее. По словам Марины Загидуллиной, бесплатно раздавать классику организаторы не решились. «Она оказалась бы после торжеств в урне. Нам бы этого не хотелось», – отметила она. К тому же, вероятнее всего, вуз осмысленно пошел на поддержку такого проекта. Ведь столько же раз, сколько раз СМИ, присутствующие на мероприятии, употребили фамилию классика, столько же и слово «ЧелГУ» как организаторов торжеств.

Проблемы челябинцев на гоголевском фоне

Отметим, что приобщиться к юбилейной дате захотели не только любители русской классики. Неподалеку от официально заявленных торжеств любители животных выставили свой пикет. Судя по плакатам активистов акции, они обращались к президенту РФ с просьбой принять закон «О защите животных от жестокого обращения». В качестве «попрошаек» взрослые использовали детей, надев на них шапки в виде животных. Неподалеку от пикетчиков опять же маленькая девочка с прикрепленным лошадиным хвостом раздавала прохожим листовки, в которых рассказывалась вся правда о «покатушечках» на лошадях.

Когда все книги были распроданы, а стихи прочитаны, мероприятие завершилось. Чтецов сменили толпы молодежи, предпочитающие привычные развлечения, которые популярны в летнее время в парках: катание на необычном велосипеде, уничтожение воздушных шариков с помощью дротиков и прочее. К вечеру на Кировке было не протолкнуться. О Гоголе уже не напоминало ничего.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.