Top.Mail.Ru
Амурская область
0

Сверхзадача Амурской области - стать производителем космической продукции

Решение о создании в Приамурье нового российского космодрома вызывает немало вопросов: где именно он будет расположен, что из себя будет представлять, какие сулит преимущества и угрозы. Продолжая экспертную дискуссию о «Восточном», «АмурПолит.ру» предлагает вашему вниманию мнение космонавта-испытателя, кандидата технических наук, доцента кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ, действительного члена Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Сергея Кричевского.

Решение о создании в Приамурье нового российского космодрома вызывает немало вопросов: где именно он будет расположен, что из себя будет представлять, какие сулит преимущества и угрозы. Продолжая экспертную дискуссию о «Восточном», «АмурПолит.ру» предлагает вашему вниманию мнение космонавта-испытателя, кандидата технических наук, доцента кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ, действительного члена Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Сергея Кричевского.

Сергей Владимирович, как Вы, будучи профессионалом в аэрокосмической сфере, оцениваете Указ Президента о создании нового российского космодрома в Амурской области?

Оцениваю положительно, как наилучшее решение в данной ситуации, с учетом сложной предыстории. Однако это только начало процесса. Ведь и космодром «Свободный» начинался с Указа, но, увы… Необходимо иметь адекватный официальный проект, программу, финансирование и выполнить все в заданные сроки.
 
И Сергей Иванов, и Анатолий Перминов говорят о том, что месторасположение «Восточного» на территории региона не определено. Его укажет специальная комиссия. Какой смысл переносить куда-то космодром, если часть необходимой инфраструктуры уже создана в Углегорске?

Полагаю, что «ядро» космодрома, его административная и социальная инфраструктура останутся в Углегорске, а расположение стартовых комплексов и других объектов определят в проекте космодрома и программе его развития, которые будут официально утверждены. Кстати, это не исключает создания объектов, связанных с «Восточным», и за пределами Амурской области.

Есть ли, на Ваш взгляд, реальные предпосылки для ожидания новой ракеты-носителя в 2015-2018 гг.? Не получится ли так, что с амурского космодрома до начала пилотируемых запусков будет взлетать гептиловое старье?

Считаю необходимым еще раз предостеречь от движения в сторону старых «гептиловых граблей», от использования пресловутой «Стрелы» в Амурской области. Необходимо понять и признать, что в результате чрезмерного увлечения устаревшими и конверсионными ракетами, причем, на токсичных компонентах топлива, в 90-х гг. XX века - начале XXI века был потерян темп развития: Россия опоздала с обновлением ракетно-космической техники.

Например, проект космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» представлялся еще в 1997 г. на 2-м Международном аэрокосмическом конгрессе в Москве, в МГУ, в том числе демонстрировался макет с  возвращаемой крылатой 1-й ступенью. Но «Ангара» все еще на Земле и только через 3 года сможет впервые стартовать с космодрома Плесецк. Что это за темп обновления и развития с циклом в 15-20 лет? Сравните с темпами и циклами космических инноваций Китая…

Полагаю, что «гептилово-конверсионный» урок будет усвоен  властями, профессионалами и всем обществом. Разработки, проекты новых ракет-носителей, КРК, причем, более экологичных и эффективных, у нас давно есть, их следует интенсивно продвигать и реализовывать при мощной государственной поддержке и политической воле, в стратегической и комплексной постановке, с учетом особенностей территории. Это не только повышение уровня экологической безопасности, но и новые рабочие места, реализация потенциала и обновление кадров профессионалов, технологическая и экономическая конкуренция на мировом космическом рынке.

Новый космодром «Восточный» должен стать местом внедрения инноваций, технологического рывка, перехода к новому качеству космической деятельности. Без этого никакого лидерства и ведущей роли России в освоении космоса в XXI веке не получится.

Какие Вы можете назвать конкретные преимущества от строительства космодрома для региона, и каковы практические риски?

Конкретные преимущества – это реальная возможность создания в Амурской области и во всем Дальневосточном федеральном округе большого интегрированного космического «куста» организаций, работающих в единой системе «наука – образование – производство» в сфере высоких технологий, на полном жизненном цикле аэрокосмической деятельности, с широким внедрением технологий, потенциала и результатов космической деятельности для развития региона, удовлетворения потребностей в космической продукции, услугах, и в перспективе – в продвижении своей,  амурской, дальневосточной космической продукции, услуг на «внешние» рынки.  

Проблема не только в космодроме - как его построить-«вписать» в регион и как этим воспользоваться. Ведь и без него область может воспользоваться плодами космонавтики. К тому же, от космодрома будет не только польза, но и новые риски - экологические и другие. В Амурской области нарастает техногенная нагрузка на природную среду, поскольку существуют пределы устойчивости геоэкосистем и допустимых воздействий на них, возрастают риски аварий и неблагоприятных последствий. Есть пределы активности и для космодрома (количество запусков).

Поэтому ситуация непростая, нужно найти баланс плюсов и минусов.  Создание космодрома - это принципиально новые шансы. Удастся ли этим воспользоваться, или все вновь пойдет по рельсам, к сожалению, не удавшегося космодрома «Свободный»?

На все эти проблемы и перспективы необходимо смотреть шире. Да, риски есть, в том числе экономические. Они тянутся из прошлого: с одной стороны - ведомственно-отраслевой подход, который давным-давно сложился и все еще преобладает в сфере космической деятельности, недостаточная направленность отрасли на интересы потребителей, с другой – хроническое отставание регионов и территорий, неумение и нежелание сформулировать цели, задачи, приоритеты в использовании результатов космической деятельности, т.е. понять и выразить свои потребности.

Необходимо создание и развитие космического рынка на всей территории России, его следует целенаправленно формировать и стимулировать. Процесс должен идти с двух сторон: и с федеральной, и с регионально-территориальной. Это самое сложное. На эту тему более 12 лет назад была инициирована работа, проведено первое исследование по заказу ЦНИИМАШ, результаты и рекомендации опубликованы в 1995 г. Однако лишь в 2007 г. дошло до дела: в России, по высшей политической воле, появился проект Федеральной целевой программы по использованию результатов космической деятельности в народном хозяйстве, его сейчас обсуждает Роскосмос с участием регионов.

Полагаю, что на данном этапе у Амурской области появляется уникальный шанс не просто стать пользователем результатов космической деятельности, но и их активным производителем, т.е. непосредственно войти в космическое дело, и в перспективе создать развитую интегрированную инфраструктуру и сектор космического хозяйства на территории области. То есть сверхзадача – стать производителем.

Для этого необходимы и достаточны три условия: 1) государственная вертикаль управления космической деятельностью «федеральный центр - ДФО - Амурская область»;  2) «космический рынок» в России; 3) активное участие гражданского общества. Все это уже есть. Осталось лишь поставить и решить указанную сверхзадачу.

Как бы Вы посоветовали поставить себя областным властям? Что будет самым главным на стадии разработки проекта?

Повторю то, о чем говорил в Благовещенске еще в сентябре 1995 г. на заседании облсовета, на встречах и в прямом телеэфире: необходимо выявить, понять и активно продвигать, реализовывать  интересы Амурской области в сфере космической деятельности в целях максимально эффективного участия и в самом процессе, и в использовании его результатов.

Необходимо усвоить исторические уроки создания космодрома «Свободный» и избежать двух крайностей: во-первых, зацикливания на идее обслуживании космодрома, получения налоговых и других поступлений от его функционирования на территории области; во-вторых, проявления синдрома «нью-васюков», гипертрофированных надежд и иллюзий, что якобы космодром «стимулирует», «вытащит» область из кризиса, решит все другие проблемы. 

Самое главное сейчас, на стадии разработки проекта космодрома «Восточный», – войти в этот процесс, стать его активным участником, соучредителем, четко сформулировать и добиться включения в программу нового космодрома тех позиций, которые отражают интересы Амурской области, с учетом особенностей ее территории и населения, современного состояния и стратегии развития региона.

Можем ли мы говорить о рождении в России какой-то стратегии освоения космоса в ХХI веке? Если решение о создании «Восточного» - опорный шаг этой стратегии, какими Вы видите ее контуры и направление?

Стратегия – это долгосрочный план. Но не только. Она предполагает наличие сверхзадачи. России необходима адекватная стратегия освоения космоса в XXI веке, причем, с одной стороны, такая национальная стратегия (1) должна быть «вписана» в общую стратегию развития страны (2).  С другой - национальная космическая стратегия России должна быть вписана в единую стратегию освоения космоса всего мирового сообщества (3). На данный момент ни национальной, ни общемировой стратегии освоения космоса не существует, но есть попытки их выработать. Создание космодрома «Восточный» вполне вписывается во все три вышеуказанные стратегии, но только как один из элементов. И здесь существует очень сложная проблема: Россия пойдет своим особым космическим путем или будет инициировать и реализовывать общемировую стратегию? Полагаю, что человечеству необходима единая стратегия освоения космоса, причем, на весь XXI век, и в ее основе должна лежать новая, социоприродная парадигма достижения экологической безопасности и баланса с окружающей средой на Земле и в Космосе (а не старая парадигма противостояния, гонки в космосе). Но при этом общая стратегия должна соответствовать национальным интересам России.

Завершающийся трижды юбилейный «космический год» был очень продуктивным для осознания, обсуждения и решения проблем освоения космоса в России и мире. Видимо, неслучайно именно Амурская область оказалась местом, перекрестком новых, чрезвычайно интересных и перспективных космических идей и проектов. 

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.