Проект строительства еще одной гидроэлектростанции на севере Красноярского края нанесет непоправимый ущерб экологии, в очередной раз заявили представители Гринпис накануне, 30 сентября. По мнению представителей экологической организации, энергетики «продавливают» проект, используя некорректные методы. В частности, лукавят, заявляя, что общественные слушания относительно ГЭС в Эвенкии могут считаться состоявшимися. Экологов поддерживают власти муниципального района Красноярского края, которые отвергают доводы «РусГидро» в пользу строительства. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Проект строительства еще одной гидроэлектростанции на севере Красноярского края нанесет непоправимый ущерб экологии, в очередной раз заявили представители Гринпис накануне, 30 сентября. По мнению представителей экологической организации, энергетики «продавливают» проект, используя некорректные методы. В частности, лукавят, заявляя, что общественные слушания относительно ГЭС в Эвенкии могут считаться состоявшимися. Экологов поддерживают власти муниципального района Красноярского края, которые отвергают доводы «РусГидро» в пользу строительства. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Вчера, 30 сентября, Российский Гринпис представил общественности экологические риски, которые могут возникнуть от строительства Эвенкийской ГЭС. По мнению экологической структуры, ущерб от строительства в Эвенкии гидроэлектростанции, по самым приблизительным подсчетам, может исчисляться триллионами рублей. Как заявил корреспонденту «ФедералПресс» руководитель проекта по особо охраняемым природным территориям Гринпис России Михаил Крейндлин, один только ущерб животному миру, лесам и почве оценивается в 4,4 трлн рублей, а с учетом возможного изменения климата эта цифра может вырасти в разы.
В своих выводах Гринпис опирается на исследования Института региональных биологических исследований. Согласно его выводам, в результате затопления в Эвенкии исчезнут все наземные охотничьи виды животных, а река Нижняя Тунгуска может стать соленой, поскольку водохранилище растопит вечную мерзлоту, под которой залегают рассолы Кембрийского моря. Вслед за этим повысится соленость Енисея и Карского моря, что также будет иметь печальные последствия.
«Вообще, абсолютно точно последствия реализации строительства посчитать невозможно, – заявил Крейндлин. – Поэтому позиция экологических организаций, и не только нашей, достаточно четкая: ГЭС там быть вообще не должно».
Как сообщал ранее «ФедералПресс», на данный момент сложилась непонятная ситуация с предварительными общественными слушаниями по воздействию ГЭС на окружающую среду. По версии ОАО «РусГидро», слушания успешно прошли в Туруханском и Эвенкийском районах Красноярского края. Однако райсовет Эвенкии признал их несостоявшимися в связи с недоработкой предоставленных энергетиками материалов. В этом они солидарны с экологами.
«РусГидро» упирает на экономическую составляющую: за период строительства ГЭС дополнительные доходы в бюджет края и муниципальный бюджет составят по плану порядка 35 млрд рублей в ценах 2009 года, в период эксплуатации – до 15 млрд рублей в год. Однако одних финансовых выкладок для населения Эвенкии недостаточно.
«Представленная информация вызвала у жителей поселка Тура недоверие, – заявили «ФедералПресс» в пресс-службе районного совета Эвенкии. – Есть еще масса вопросов, на которые представители «РусГидро» не смогли дать четких ответов. В частности, озвученные данные по санитарно-гигиеническому состоянию после строительства ГЭС шли вразрез с отрицательным заключением Новосибирского НИИ гигиены Роспотребнадзора. В ОВОС (оценке воздействия на окружающую среду) не были учтены и результаты анкетирования в январе 2009 года, когда более 87 % жителей Эвенкии высказались против строительства. Большинством голосов присутствовавшие на собрании туринцы проголосовали за признание общественных слушаний несостоявшимися».
«Согласно действующему законодательству РФ, порядок слушаний устанавливается муниципалитетом, – говорит Крейндлин. – Все спорные вопросы должны решаться с помощью голосования. На слушаниях в Туре представители «РусГидро» либо не ответили на вопросы, либо их ответы не удовлетворили собравшихся. Протокол не был подписан. В ряде поселков района слушания вообще не прошли из-за неявки представителей компании. Можно констатировать, что слушания в Эвенкийском муниципальном районе были провальными и компании стоит переделать материалы и заново проводить слушания».
Представители «РусГидро» ограничиваются скупыми комментариями, общий смысл которых, тем не менее, остается прежним. Накануне в пресс-службе холдинга корреспонденту «ФедералПресс», как и на прошлой неделе, подтвердили, что «считают слушания в Туре состоявшимися» и ждут подписания властями Эвенкии переданных материалов о прошедших слушаниях.
«Слушания прошли, люди задали вопросы, получили ответы на них, материалы были переданы в администрацию Эвенкии, – заявили в пресс-службе «РусГидро». – Сейчас мы ждем ответа. Сроки для реализации проекта пока не критичны. Документы переданы около недели назад, поэтому никаких мер по ускорению процесса принимать мы пока не планируем».
Краевые власти предпочитают в конфликт пока активно не вмешиваться, ограничиваясь отстраненными комментариями.
«Глава района подтверждает, что сегодня не получено аргументированных ответов от компании «РусГидро», – говорит депутат Законодательного собрания края, бывший глава райсовета Эвенкии Анатолий Амосов. – Не думаю, что правительством России сразу будет принято решение о строительстве ГЭС в Эвенкии. Сейчас ситуация совсем другая. Проблемы, которые есть в российской экономике, естественно, сказываются на крупных инвестиционных проектах. Проектирование сегодня должно отличаться новыми технологиями, подходами и методами, оно должно в корне отличаться от того, как это было в советские годы».
«Есть разные оценки участников мероприятия в Туре, – заявил руководитель пресс-службы краевого правительства Сергей Попов. – В целом, что касается развития гидрообъектов на территории края, позиция следующая: гидропотенциал должен использоваться и развиваться, но при очень важном условии: все новые сооружения, крупнейшие объекты должны возводиться только при соблюдении норм законодательства, а также с учетом всех возможных последствий в социально-демографической ситуации и экологии».


