Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Лукашенко полагал, что править он будет до конца жизни». Политолог о том, почему Москва может не поддержать белорусского лидера

Сразу после выборов президента Белоруссии в воскресенье, 9 августа, в стране пролилась кровь
Сразу после выборов президента Белоруссии в воскресенье, 9 августа, в стране пролилась кровь

Сразу после выборов президента Белоруссии в воскресенье, 9 августа, в стране пролилась кровь. В стране прошли многочисленные столкновения сотрудников ОМОН и участников акций протеста. Для разгона протестующих использовались светошумовые гранаты и водометы, местные СМИ также сообщали о применении слезоточивого газа и резиновых пуль. На видео, снятых очевидцами во время протестов в Белоруссии, видны ожесточенные столкновения протестующих с силовиками. Сообщается о большом количестве пострадавших во время разгона акций протеста в Минске. Столкновения начались практически сразу после закрытия избирательных участков в стране. По предварительным данным, с большим отрывом от конкурентов лидирует действующий президент страны Александр Лукашенко. Однако независимые оценки свидетельствуют о возможной победе кандидата от оппозиции Светланы Тихановской. О том, сможет ли Лукашенко удержаться в кресле даже сейчас, когда страну захлестнули протесты, в авторской колонке политолога, эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова.

Единственная надежда для Лукашенко – это поддержка Москвы. Но чем он отплатит за это России? Прошедшие выборы в Белоруссии и ситуация вокруг них показали, что это восточноевропейское государство находится в состоянии глубочайшего политического кризиса, который был неизбежен. Так бывает с любым современным правителем, который находится во главе государства третье десятилетие подряд. Население от него «устает». Мало что нового он в состоянии предложить своему народу. А находясь треть своей жизни во главе страны, такой правитель вынужден идти на непопулярные меры, чтобы стабилизировать экономику, чтобы обеспечить достаток собственному окружению, между которым и широкими слоями населения существует огромная социальная пропасть.

Александр Лукашенко оказался в западне, которую сам себе создал. Вовремя уйти – это положительное качество правителя, который у власти находится в течение жизни целого поколения людей. По-умному, авторитарному правителю следует подготовить преемника, чтобы тот либо продолжил его курс, либо начал перемены, которые бы никак не затронули жизнь, свободу и неприкосновенность прежнего правителя. Сложнее, когда авторитарный правитель на такое не решается, и все больше вызывая ненависть в обществе, он обрекает себя на ситуацию, когда его уход от власти неизбежно ведет к его не только политическому, но и личному краху, когда на кону уже физическая безопасность. Именно в такой западне и оказался нынешний президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Свои 26 лет правления Александр Григорьевич то ли не сумел, то ли даже не пытался подготовить себе преемника, самоуверенно полагая, что править он будет до конца жизни. Или пока не подрастет его сын, которому можно передать, как это сделали в Азербайджане или Северной Корее. Все четверть века своего правления Лукашенко выстраивал модель своего политического режима, которая базировалась на идее того, что Беларусь – это не Россия, это своеобразный островок благополучия и стабильности. Многим в России Лукашенко нравился именно тем, что позиционировал свое государство не как олигархическое, а как сохранившийся осколок Советского Союза, как своеобразный пример того, как могла развиваться страна, если бы у нее был такой правитель «из народа».

При этом для внутренней пропаганды Лукашенко проводил политику, во главу угла которой ставил идею опоры на собственные силы, демонстрируя показную независимость от России, при этом, когда ему в конкретный период было удобно, он мог рассуждать о своей поддержке проекта союзного государства, ничего, впрочем, существенного для реализации которого он не торопился предпринимать. При этом внутри Белоруссии в идеологической доктрине Минска была выбрана ориентация не на общее с Россией историческое прошлое, а на культ Великого княжества Литовского, далеко не миролюбивого по отношению к Москве средневекового государства.

Белорусский национализм взращивался Лукашенко, он все больше приобретал форму политической русофобии, антироссийской направленности и местами становился похожим на тот этнополитический вариант государственного национализма, который мы наблюдаем в Киеве.

Хитрая игра, базирующаяся на лавировании между Западом и Россией, позволяла Лукашенко править третье десятилетие подряд. Когда было надо, Лукашенко мог делать реверансы в сторону Москвы, а как только в этом не было необходимости, он спешил демонстрировать максимальную самостоятельность от России. До поры, до времени это срабатывало. Многое ему прощала и Москва, полагая, что лучше видеть Белоруссию союзником России на постсоветском пространстве, чем недружественным соседом, каким стали Грузия и Украина.
Вероятно, такая ситуация продолжалась бы и дальше, если бы не рост антиправительственных настроений внутри самой Белоруссии, где они стали настолько массовые, что не замечать их уже не получалось никак. Хуже того, Лукашенко буквально накануне нынешних выборов сделал глупейшую ошибку, публично встав во фронду по отношению к России. Его печально знаменитая речь перед парламентом 4 августа с заявлениями «загорится Беларусь, полыхнет до Владивостока», где он публично объявил, что Минск больше не союзник Москвы, а всего лишь партнер, привела к ситуации, когда Россия оказалась в положении «крайнего»: нужно ли в такой ситуации Кремлю признавать президентские выборы в Белоруссии 9 августа честными с более 80% голосов за Лукашенко, которые прошли с многочисленными нарушениями, если Батька наговорил такого, что даже у самых ярых российских поклонников Лукашенко это вызывает оторопь?

К чему это бессмысленная демонстрация антироссийского курса официальным Минском, если для Запада Лукашенко никогда не будет «своим»? Очевидно, что единственная надежда для Лукашенко – это поддержка Москвы. От нее Белоруссия экономически, и политически зависимая. Но к чему тогда эта публичная недружелюбность? Но чем он за это отплатит России? Расчет на то, что Кремлю полюбит меня и таким?

Сейчас, когда в Белоруссии начались массовые протесты против фальсификаций на прошедших выборах, когда в ряде городов этой страны силовики не только не в состоянии их подавить, но и начинается брожение в их рядах, когда некоторые из них начинают задумываться, надо ли дубинками «давить» несогласных с Лукашенко сограждан, режим Батьки зашатался. И даже, если ему удастся силой их подавить, насколько легитимным будет его новый, шестой по счету, срок правления? И невольно в России начинают задумываться: а нужно ли поддерживать Александра Григорьевича, если он публично говорит, что он «не с нами», что он никакой не союзник, а всего лишь партнер? Так чем же его режим в Минске принципиально лучше того, что Россия видит в Киеве и Тбилиси?

Фото:kremlin.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.