Top.Mail.Ru
Финансы
Свердловская область
0

«Механизм исчисления транспортного налога, который действует в России, вызывает много критики»

Подсчет налогов
Подсчет налогов

В России предложили отменить транспортный налог. Первый зампредседателя Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов считает, что данный вид налога надо было отменить семь лет назад – в связи с тем, что РФ перешла на взыскивание акцизов на бензин. Эту идею он выдвинул, комментируя предложение Счетной палаты РФ о корректировке способа исчисления транспортного налога. О том, почему отмена транспортного налога облегчит всем жизнь и зачем закладывать сумму в виде акциза на бензин, с «ФедералПресс» поделился своим экспертным мнением доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов:

«Об этом уже говорили давно, даже обсуждал президент Владимир Путин. В принципе, общемировая практика показывает, что недопустимо многократное налогообложение, если это касается одних и тех же объектов налогообложения. Еще лет шесть назад стоял вопрос об отмене транспортного налога и включении его в акциз, но акциз увеличили, и с каждым годом акцизы на бензин класса 5 и 4 индексируются, а транспортный налог так и не отменили. Наиболее эффективным способом налогообложения является включение налога в акциз на бензин, так как эта стоимость привязана к тому, насколько часто человек использует транспорт, приобретает бензин на АЗС. Общемировая практика также показывает, что либо оплачивается транспортный налог, либо акциз, который включает стоимость бензина или дизельного топлива. Я думаю, что отмена транспортного налога – неплохая идея и с точки зрения бизнеса и налогового администрирования. Включение одного и того же налога в различные налоговые базы осложняет налоговое администрирование, требует больше затрат на осуществление налогового контроля и мониторинга, также это дополнительный штат сотрудников и деньги из бюджета.

Мы идем к тому, что количество налогов, связанных с транспортом, сократилось. Еще недавно, лет 15 назад, у нас был налог и на пользователей автомобильных дорог, который уплачивался с выручки. После отмены транспортного налога наша система налогообложения транспорта будет в большей степени приближена к практике большинства европейских стран. Есть разные подходы к налогообложению: где-то налог оплачивается от стоимости, где-то берется объем двигателя, в литрах, а у нас в лошадиных силах. Если говорить о современных тенденциях, то это все-таки однократное налогообложение путем включения этого налога в стоимость бензина. Я думаю, и бизнес-сообществом, и населением это будет воспринято позитивно хотя бы потому, что об этом говорили раньше. Во всех налогах, в том числе и в транспортном, есть инвестиционный потенциал, который должен быть реализован, потому что налоги платят не только физические лица, но и предприятия.

Тот механизм исчисления транспортного налога, который действует в России, вызывает много критики. В чем она заключается? Во-первых, в качестве налоговой базы выступает мощность двигателя в лошадиных силах, которая никак не привязана к количеству поездок. Во-вторых, та прогрессивная шкала, которая установлена по транспортному налогу, не справедлива в том плане, что вот эта вилка предусматривает многократное повышение налоговой нагрузки, если вы переходите с одной вилки на другую. Например, возьмем Московскую область: мощность двигателя – до 100 лошадиных сил, ставка берется 12 рублей, получается 1,2 тысячи рублей. Если мощность двигателя – 102 лошадиные силы, которые не ощутимы, а ставка свыше 100 – уже 34 рубля. В итоге налоговая нагрузка увеличивается в три раза. Действующий механизм предусматривает установление собственных ставок в регионах. Мы видим, что одни и те же виды транспортных средств во всех регионах облагаются налогом по разным ставкам. И мы видим, что машины регистрируют в тех местах, где ставки минимальны. Из-за этого регионы теряют бюджет, потому что происходит отток налогоплательщиков. Проще было бы включить стоимость транспортного налога в стоимость бензина».

Фото: ФедералПресс / Денис Кочкин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.