Top.Mail.Ru
Промышленность
Москва
0

«Зима близко»: алюминиевая отрасль России на пороге тяжелого кризиса

РУСАЛ
Эксперты прогнозируют тяжелый год для алюминиевой отрасли

Очередной санкционный пакет со стороны США, опубликованный на официальном сайте американского госдепартамента 24 февраля, всерьез повлияет на алюминиевую отрасль России. Эксперты отмечают, что будущее российского алюминиевого гиганта – РУСАЛа – в 2023 году выглядит более чем туманным. При сохранении негативных трендов компания рискует оказаться на грани выживания. Причины – как кумулятивный эффект санкций, так и ограничения в логистике.

Затянули пояса

2022 год для алюминиевой отрасли России прошел под знаком борьбы за поставки сырья. Уже весной российский РУСАЛ оказался отрезан от основных источников поставок сырья.

В начале марта известные события на Украине перекрыли для РУСАЛа один из источников поставок сырья – Николаевский глиноземный завод (местоположение – село Галицыново Витовского района Николаевской области), работа на котором была приостановлена. Это одно из крупнейших предприятий цветной металлургии в Европе и один из ключевых активов компании, на котором производилось около 20 % сырья компании. В середине марта предприятие было национализировано правительством Украины.

В конце же марта РУСАЛу пришлось держать другой удар: Австралия запретила экспорт в Россию глинозема и алюминиевых руд, тогда как около 20 % поставок глинозема в РФ приходились именно на нее (по оценке правительства Австралии). В Австралии РУСАЛ производил 742 тыс. тонн глинозема (9 % от общего производства) на предприятии Queensland Alumina (QAL).

На грани выживания

На этом фоне в условиях роста ставок продолжается падение спроса на сырьевые товары и, в целом, снижение конкурентной среды на мировом рынке. Сейчас происходит активное затоваривание рынка Китая, на который приходится более 60 % потребления всего мирового алюминия. Китайские предприятия наращивают мощности (местами ранее остановленные). Как полагают эксперты, внутреннее производство алюминия в 2023 году достигнет увеличения на 7,5 млн тонн в условиях аномального роста складских запасов до более чем 1 млн тонн.

Однозначным следствием этих тенденций стали новые антирекорды цены на алюминий на бирже LME (Лондонская биржа металла) – падение ниже отметки 2400 долларов за тонну. Для сравнения, год назад (март 2022 года) цены на алюминий фиксировались на отметке 3398 долларов за тонну.

Аналитики отмечают, что 2023 год станет для мировой алюминиевой индустрии куда более сложным в сравнении с 2022-м, и даже более – станет проверкой на прочность абсолютно для всех производителей алюминия. Еще в первом полугодии прошлого года ведущие компании из этой отрасли неоднократно фиксировали падение прибыли. Если говорить про РУСАЛ, то еще год назад (с 18 февраля по 2 марта 2022 года) котировки компании обвалились почти на 60 %. На фоне последних американских санкций акции российского производителя алюминия упали еще на более чем 2 % за сутки.

Аналитики не рекомендуют сейчас присматриваться к покупкам акций российского алюминиевого гиганта. Пока что все возможные варианты роста котировок компании ставятся под сомнения.

«Зима» для РУСАЛа

Экономист Евгений Коган считает, что ключевым фактором (не считая озвученных выше), который негативно влияет на алюминиевую отрасль России, становятся и транспортные проблемы.

«Груженые продукцией РУСАЛа железнодорожные составы скапливаются на подъездных путях. Контейнерные грузоперевозки также страдают из-за ухода из РФ мировых линий Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM. В результате нарушается процесс отгрузки товара покупателям и прием сырья на производство. Склады переполнены. Алюминщики всерьез начинают задумываться о сокращении объемов производства»,отмечает Евгений Коган.

Как отмечают эксперты, РУСАЛ буквально вынужден работать «на склад». Для понимания, сегодня дедвейт (величина, равная сумме масс переменных грузов судна, измеряемая в тоннах. — Прим. ред.) мирового торгового флота составляет 1,3 млрд тонн, а 74 % всех судов мирового флота находятся во владении судоходных компаний из недружественных России юрисдикций. Общий же дедвейт российского флота, подходящего для экспорта металлов, – менее 4 млн тонн, что составляет десятые доли процентов от мирового.

По мнению Когана, шансов на реанимацию алюминиевой отрасли в 2023 году практически нет. Лишь во второй половине этого года возможно улучшение ситуации, но, как отмечает эксперт, шансы на это абсолютно мизерные.

Экономист рассматривает возможные сценарии выживания в таких условиях для РУСАЛа, но все они имеют негативные последствия.

«Можно приостановить производство или заморозить инвестиционные проекты, либо все вместе. Мне кажется, что в ближайшее время РУСАЛ сократит выпуск алюминия на одном из предприятий, возможно, на Тайшетском заводе. Снижение объемов производства «крылатого металла» как на веревочке поведет за собой проблемы с энергетическим сектором промышленности, в частности, Ангаро-Енисейским каскадом ГЭС. А здесь мы увидим и рост цен на электроэнергию, и нарушение навигации по рекам, и холостые сбросы воды на гидроэлектростанциях», – считает Евгений Коган.

Эксперт приходит к выводу, что сейчас имеются все предпосылки для серьезного кризиса в алюминиевой отрасли страны. В текущем моменте сектору также не помогут инициативы правительства по развитию внутреннего рынка: они носят долгосрочный характер, а период испытаний для отрасли уже в самом разгаре.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.